Новости культуры

 

heart-3972325_1920

 

 

flourish-4236406_640

Say It Loud

4 мая 2021.
 
Сергей Цветаев
Писатель, публицист.


   Хочется возопить и рухнуть в обнимку со стойкой микрофонной на колени. Проорать боль, что внутри. Выбросить наружу. И плевать, кого там волной накроет.
Это так естественно.
Для сильных мужчин.
Раньше — вывалившись из пещеры, забыв о смертельных опасностях, в голос — на звёзды и луну, на весь дьявольски сложный, так плохо приспособленный для жизни мир.
Сейчас...
А сейчас и негде — сломало толерантностью, скрутило терпимостью, пригвоздило общественной моралью, размазало мнением скорбного и жадного до тайных утех большинства — вслух никогда и ни в чём не признаются.
Но жив рок-н-ролл.
Вот незадача.
Сколько бы ни вкатывали его в асфальт, он пробивается, крошит бетон серой и пошлой пустоты. Гляньте: что вся реклама мира, вся органика общества потребления против одной единственной I Feel Good Джеймса Брауна.
Wow! I feel good, I knew that I wouldn't of
I feel good, I knew that I wouldn't of
So good, so good, I got you
Wow! I feel nice, like sugar and spice
I feel nice, like sugar and spice
2 nice, so nice, I got you!
Рок-н-ролл — как и булыжник —
Последнее оружие отчаявшихся.
Человек рождён, стал самим собой, исповедуя древнейшую из формул: бей или беги. Опасность. Схватка. Победа или смерть.
Ты ужинаешь.
Тобой ужинают.
Но мегатонны штукатурки. Облагораживания физиологических процессов, причёсывания торчащих волосков. Скоро и торчать ничего не будет.
Нас усиленно ровняют, вгоняют в стандарт бездумного и тупого пожирания инфомусора. Всё усредняется, уплощается, становится дикой, чудовищной серединой — когда серединнее и среднее уже нельзя.
Сладкая музыка, липкие книги, всё из сахарной ваты. Сможете построить из неё же дом?
Рок-н-ролл — необлагороженный, первой выгонки — зелье крепчайшее, изгоняющее из сердца и мышц хворь, бессилие, апатию.
Рок-н-ролл.
Пульсирующий там-там первых прямоходящих. Пляски перед охотой (все ли вернутся с неё?), заклинания дождя (все ли доживут до Великой воды?), проводы мёртвых, что живее живых и, как и вчера, — здесь, вместе со всеми членами племени, только вне тела.
Только вне тела.
Ярость рок-н-ролла не знает границ.
Bop bopa-a-lu a whop bam bam
Tutti frutti, oh Rudy
Tutti frutti, oh
Tutti frutti, oh Rudy
Tutti frutti, oh Rudy
Tutti frutti, oh Rudy
A whop bop-a-lu a whop bam bam!!!
Почти заклинание.
Придуманное Литлом Ричардом. Визжащим и рычащим за роялем. До исступления. Long Tall Sally. Ooh! My Soul. Тоже из-под его пера обрядовые песнопения.
Жил себе был Ричард Уэйн Пенниман. Рождённый в 1932-м. И услышал его Джеймс Джозеф Браун — младший, рождённый в 1933-м, и возрадовался, и назвал кумиром своим, и возвёл древний звук в абсолют, в мессу без правил. Без ретуши. И без грима.
На страницу галереи
Рассказывать о Брауне бессмысленно, люди ведь слышат лишь то, что хотят.
Да, он воспитывался в борделе своей тётки, в нищете и убожестве, воровал, оказался в 16 в тюрьме, там и начал петь, там и был замечен продюсером Famous Flames. И как было не заметить — он один такой играл на стиральной доске и пел, рычал, как стая волков за флажками.
Слава богам рока, не пошёл по серьёзному в бокс и бейсбол, да и травма ноги помешала — стал вокалистом, а потом и лидером Famous Flames.
Записал (а написал — вместе с Джонни Терри) Please, Please, Please и тем самым обеспечил себе место во всемирном своде 500 хитов рока (у него там такого добра предостаточно), да и прозвище получил по названию песни.
Купался в славе, разрывая залы, имитируя каждый раз почти всамделишный сердечный приступ, был неизменно укрываем помощниками сцены пончо или чёрт его знает чем ещё — кто не видел Брауна на коленях в одеяле немыслимых оттенков. Эпатировал. Обливался слезами и потом, выжимая их, кажется, из самого естества звука. Из динамиков, досуха.
После падал за сценой. Уже по-настоящему, от истощения физических и духовных сил, получал инъекции глюкозы, приходил в себя и всё время повторял: «Дай им больше того, за что они заплатили! Дай им больше того, чего они ожидали! Дай им всем больше!!!»
В 1966-м, на пике могущества и ярости, пожиравшей его изнутри, сделал вместе с Бетти Джинни Ньюсом (не думаю, что такое можно «написать» — это высшее ремесло) It’s a Man’s Man’s Man’s World. 
This is a man's world
But it wouldn't be nothing, nothing
without a woman or a girl
He's lost in the wilderness...
He's lost in bitterness...
Это ли не проповедь по нам, заблудшим в потерянных городах, где вместо хлеба едят деньги, вместо счастья пьют горечь нездешних рек.
Он так невыносимо груб и задирист, этот отец Браун. Так кичлив, временами высокомерен и жесток со своим окружением, так безумен в жажде славы и так неприкрыто сексуален.
Словно вожак волчьей стаи.
Papa's Got a Brand New Bag и Sex Machine — лучшее тому свидетельство.
В его жилах закипает нерафинированный, мутный и неочищенный, до земли прожигающий ритм. С тех времён, когда первые из нас от отчаяния, радости, безумия подняли первые палки и ударили в первые барабаны, вырастая из животного в человеческое. Но гены древнего мира неистребимы — они вопиют в каждой из «непристойных вещиц» Брауна.
Пресли и Орбисон разукрасили Залы славы рока затейливыми, бесконечно замысловатыми узорами, мозаиками. Они облагородили, отождествили с искусством само действо сцены, увели в тень мрак и морок плясок и костровищ.
На страницу галереи
Но рок-н-ролл остался прежним.
И Джеймс Браун — тоже.
Что интересно, его кумир, его обожаемый Литл Ричард, ещё в конце 1957-го, на гастролях в Австралии, терзаемый сомнениями и знамениями, бросает свой перстень с алмазом в Сиднейскую гавань — Богу богово — и обращается в лоно церкви, становясь проповедником. Истинным проповедником, а не так, чтобы «по случаю». Он вернётся в рок, вернётся. Снова уйдёт в церковь. И снова взойдёт на сцену.
Всё это было давно.
Литл Ричард умер 9 мая 2020-го.
А его безумные песни, как и слово его, странным образом живы. Кич и гламур — это да. А ещё — настоящесть и изящество хищника в любой из дней — добудь добычу или умри.
Браун всё это видел.
Он всю жизнь боролся с собой.
Хотел стать как...
Не важно.
James Brown Live Paris 1968. Чёрно-белое прошлое. Поживее меж тем многого прочего. Найдите и посмотрите.
Первые шесть с лихом минут группа (хочется сказать, оркестр) Брауна прогревает публику. Духовые. Соло. Ритм. Словно в паровозе, словно каждые полминуты — гудки, гудки, словно уголь кидают в топку и жар раскаляет стальное и крепкое нутро.
А потом выходит человек в костюме.
Мистер Джеймс Браун.
И поёт I Wanna Be Around.
I wanna be around to pick up the pieces
When somebody breaks your heart...
Сидит себе на высоком стуле с личной монограммой, нежно ухватив, пригнув покорный микрофон, с почти коком на голове, почти в камзоле — не то киногерой из грёз нежных тинейджеров, не то — загорелый до невозможности Тони Беннетт.
И нам кажется, что никакого другого Джеймса Брауна не существует. Что вот он — тёмный принц, загадочный, медоточиво-обольстительный, словно южная ночь.
Но вам попадается Zaire 74 — трёхдневный рок-фестиваль в Киншасе (столица нынешнего Конго). И среди избранных исполнителей (были там и Би Би Кинг, и Билл Уизерс) на сцену выходит, нет, вылетает, как из бомболюка, 40-летний Браун. Делает шпагат, ещё один, хватает микрофонную стойку и обращается в сущего чёрного дьявола, заклиная неведомые нам силы и стражей небесных.
Рок-н-ролл мрачен.
Первобытен.
Дремуч.
Это только кажется — добрый ритм под добрую закуску.
Он закусит при случае вами, так что не зазёвывайтесь в уюте гнёздышек и надёжных крепостей.
С каким мрачным недоумением и нерасположенностью взирает он на творящееся в «мире искусства»! Он знает лишь одно искусство — добывать еду и продлевать жизнь.
Всё тлен. И слякоть. И серая морось под ногами. Всё пройдёт — кумиры и идолы, чемпионы и передовики. Поп-культуры.
Он останется.
Всё так же будут греметь его барабаны. Петь — его шаманы. Заклинать — его прорицатели.
Джеймса Брауна слушать нельзя. Это вам не музыка. Не то, что ставят под настроение. Потому что это — само настроение.
Никому в жизни и никогда не порекомендую его рождественский альбом — что это вообще такое...
Но вот ушёл старина Джеймс именно что в рождественскую ночь, 25 декабря 2006-го. Знамение...
А родился сейчас, весной, 3 мая. Он всегда рождается весной. Когда солнце призывает жизнь в неподвижное и неживое. Пусть так — у нас, а на его родине, в Южной Каролине, будет, пожалуй, пожарче. Но он всегда рождается весной.
Вам хочется корней?
Хочется увидеть, как оно было до начала времён?
Или вам хочется благородных историй древнего мира?
Но выбирать невозможно.
Live At The Apollo (24 октября 1962-го) — Брауна?
Elvis: As Recorded at Madison Square Garden (10 июня 1972-го) — Пресли?
Выбирать невозможно.
Нет опции.
Не задумано Югом.
Не придумано...
Сами знаете кем.
Сами.
Знаете.
Кем.
Got a girl named Sue,
She knows just what to do
Got a girl named Sue,
She knows just what to do
She rock to the east,
She rocks to the west
But she's the girl that I love the best.

flourish-4236406_640

Leonardo_da_Vinci,_Salvator_Mundi,_c.1500,_oil_on_walnut,_45.4_×_65.6_cm

     «Спаситель мира» Леонардо да Винчи может являться подделкой.

       Шедевр «Спаситель мира» может оказаться подделкой. Во Франции вышел документальный фильм о самой дорогой картине в истории. Владелец Мухаммед бен Салман заплатил за полотно рекордные $450 млн. В 2019-м наследный принц хотел одолжить картину Лувру для выставки, приуроченной к 500-летию со дня смерти художника. Но перед этим эксперты музея провели серию исследований. Авторы фильма утверждают, что после выводов научных анализов саудовский принц заставил Лувр лгать о подлинности картины, чтобы избежать публичного унижения, передает телеканал «Известия». В фильме ставят под сомнение само авторство Леонардо да Винчи. Эксперты Лувра заявляют, что мастер в лучшем случае мог быть одним из художников картины. Но принц хотел, чтобы «Спаситель» экспонировался рядом с «Мона Лизой», позиционируя его как «100-процентную работу Леонардо да Винчи». С требованием бен Салмана не был согласен президент Макрон. В результате картина так и не появилась на выставке.

flourish-4236406_640

 

«Я люблю жизнь, а не витания где-то»: 130 лет со дня рождения Сергея Прокофьева.

606

 апреля 1891 года родился русский и советский композитор, пианист, дирижёр Сергей Прокофьев. Его внушительное наследие насчитывает по семь балетов и симфоний, восемь опер, пять концертов для фортепиано и множество других сочинений. Среди наиболее известных произведений композитора — балет «Ромео и Джульетта», опера «Любовь к трём апельсинам», симфоническая сказка «Петя и волк», опера «Война и мир», балет «Золушка.

flourish-4236406_640

Михаил Булгаков. «Мастер и Маргарита»

В. Познер.

«Тьма, пришедшая со Средиземного моря, накрыла ненавидимый прокуратором город». Ты просто сразу видишь, как эта тьма движется. Невероятно сильная часть, связанная с Римом и с Иешуа, — и вдруг из этого вырастает фантасмагория на Патриарших. Я обожаю всю эту компанию, а больше всего Коровьева: «Подумаешь, бином Ньютона!». Что ни реплика — чистый восторг.

Если Анна Каренина про жизнь и она реальная, то Маргарита, конечно, идеальный образ — и красавица, и сексуальна, и умна, и сильна. Так можно написать женщину, только будучи в нее влюбленным.

Там ведь есть замечательный момент, когда Мастер забывает имя бывшей жены, потому что после встречи с Маргаритой прежняя жизнь уже не имеет никакого значения. Как же это точно. Я это очень хорошо понимаю. Наверное, такое больше свойственно мужчине, чем женщине, — не знаю, может женщина подобное забывать или нет.

А вся эта история с балом и эти слова: «Никогда и ничего не просите. Никогда и ничего, и в особенности у тех, кто сильнее вас».

Да что тут говорить! Я влюбился в Маргариту, когда впервые прочитал роман в 1968 году в журнале — конечно, с купюрами. Потом — не знаю, сколько раз, — я уже перечитывал полное издание. Магия этой книги в том, что на каком бы месте ты ее ни открыл — все, ты прилип, пропал, время пошло, а тебе уже не вынырнуть.

flourish-4236406_640

«История — сверкающий бриллиант»: Джоан Роулинг выпустит новую книгу для детей.

Ева Анисимова

В октябре 2021 года выйдет новая книга британской писательницы Джоан Роулинг «Рождественский поросёнок», ориентированная на детей старше восьми лет. В ней рассказывается история любви ребёнка к игрушке. По сюжету мальчик теряет игрушку и отправляется в волшебное путешествие в надежде вернуть друга.

Джоан Роулинг анонсировала новую книгу для детей — роман «Рождественский поросёнок» (The Christmas Pig). Согласно словам писательницы, произведение не имеет отношения к другим её работам и представляет собой трогательную приключенческую историю о любви ребёнка к утерянной игрушке и о том, как далеко он сможет зайти, чтобы отыскать её.

По сюжету главный герой Джек очень любит игрушечную свинью по прозвищу Dur Pig («глупый поросёнок»), которая всегда была рядом с ним. В канун Рождества мальчик теряет игрушку. В Сочельник случается чудо — его новая рождественская свинья оживает и придумывает смелый план, согласно которому герои отправляются в волшебное путешествие в поисках пропавшего друга.

Книга рассчитана на детей старше восьми лет, но, как отмечает Элли Бергер, глава Scholastic Trade Books, «Рождественский поросёнок» может стать праздничной семейной традицией:

«Эта история о несокрушимой силе любви — подарок как для детей, так и для всей семьи. Совместное чтение этой истории можно сделать частью (рождественской) традиции, а как классическую сказку её можно читать в любое время года».

По словам Рут Олтаймс из издательства Hachette Children’s Books, «история — сверкающий бриллиант. Она обязательно очарует в это Рождество детей и взрослых со всего мира и останется в их сердцах навсегда».

Книга появится в продаже 12 октября 2021 года в Великобритании, России (в издательстве «Азбука-Аттикус»), Австралии, Новой Зеландии, Ирландии, Индии, США и многих других странах. Ожидается, что она будет переведена не менее чем на 20 языков.

Роман выйдет на прилавки в подарочном оформлении, с цветной обложкой, девятью чёрно-белыми разворотами и иллюстрациями художника Джима Филда.

«Рождественский поросёнок» — первый детский роман Джоан Роулинг после семи книг серии «Гарри Поттер», опубликованных в 1990—2000-х.

В мае 2020 года писательница начала выкладывать в интернет повесть для детей «Икабог». Эта история появилась много лет назад, однако Роулинг не планировала выносить её на суд широкой аудитории: по словам писательницы, повесть она читала своим детям, когда те были маленькими. Однако во время пандемии автор решила доработать произведение и опубликовать его в сети, таким образом сделав подарок оказавшимся в изоляции детям.

Книга выходила по частям в течение лета 2020 года, а осенью появилась на прилавках в ряде стран, в том числе в России. Часть средств от её продажи пошла на благотворительные цели.

По словам Роулинг, «Икабог» — это история о злоупотреблении властью. При этом, подчёркивает автор, повесть не имеет отношения к каким-либо актуальным событиям.

«Она поднимает вечные темы, которые актуальны в любую эпоху и в любой стране», — рассказала Джоан Роулинг.

События «Икабога» разворачиваются в вымышленной Корнукопии («рог изобилия») — самом счастливом королевстве в мире. Оно полностью соответствует своему названию и может похвастаться плодородными землями, зелёными лесами и чистыми реками, рядом с которыми пасётся молодой скот. Лишь в одном поселении происходит что-то странное: там растёт сухая трава, а горожане пасут старых овец. По легенде, в этом городе обитает монстр Икабог, который обладает неординарными способностями и охотится на овец, детей, а иногда и на взрослых.

26 мая Джоан Роулинг начала публикацию в сети новой повести для детей. Черновик произведения под названием «Икабог» автор «Гарри...

Долгое время никто не видел Икабога и до конца не верил в его существование, полагая, что это лишь сказка, придуманная, чтобы пугать детей. Но однажды сомнения горожан развеиваются. Если монстра не остановить, он сумеет одолеть короля, Фреда Бесстрашного, и разрушить благополучие процветающей Корнукопии.

В последние годы Джоан Роулинг преимущественно работает над книгами для взрослой аудитории. В 2012 году вышел её роман «Случайная вакансия», в котором поднимаются социальные и политические проблемы.

Также писательница под псевдонимом Роберт Гэлбрейт выпускает детективы о приключениях Корморана Страйка. В рамках серии уже вышли пять книг, последняя, «Дурная кровь», была опубликована в 2020 году. Романы легли в основу многосерийного проекта «Страйк». Главную роль в нём исполнил британский актёр Том Бёрк.

flourish-4236406_640

     Лувр оцифровал всю свою коллекцию и выложил в открытый доступ.

 

     Знаменитый музей Лувр оцифровал и опубликовал онлайн всю свою коллекцию - 482 тысячи произведений искусства. Онлайн-архив будет постоянно обновляться и расти. Об этом  пинет CNN.

     "Сегодня Лувр смахнул пыль со своих сокровищ, даже самых малоизвестных. Впервые любой желающий может получить доступ ко всей коллекции с компьютера или смартфона бесплатно, независимо от того, выставлены ли эти предметы искусства в музее, взяты во временное пользование или находятся на хранении. Я уверен, что этот цифровой контент будет еще больше вдохновлять людей на посещение Лувра и личное знакомство с коллекциями", - заявил президент музея Жан-Люк Мартинес.

 

     Онлайн-база состоит в том числе из скульптур сада Тюильри и произведений искусства, восстановленных после Второй мировой войны.

     На сайте доступны не только работы, выставленные в Лувре, но произведения искусства, взятые во временное пользование или на хранение.

flourish-4236406_640

    Триумф фарса над истиной.

     Когда по обязанностям своей профессии или по призванию много размышляешь о сущности человеческой, случается испытывать тоску по приматам. У них, по крайней мере, нет задних мыслей.  Альбер Камю.  Падение.

 

     9 апреля этого года исполняется 685 лет со дня рождения одного из известных завоевателей прошлого эмира Тамерлана. Считать ли его великим полководцем и правителем или же злодеем из злодеев - у кого как получится. Но дата его рождения вряд ли останется вне внимания большей части общественности, а юбилей - 690-то летие завоевателя, который уже не за горами, уверен, пройдет с величайшей помпезностью даже на уровне ЮНЕСКО. Сбываются пророческие слова, высеченные неизвестным мастером над входом одного из последних наследий Тамерлана, оставленную им своим потомкам, мавзолеем Ахмеда Ясави в Туркестане: «Это святое место сооружено по велению властелина, любимого Аллахом, Эмира Тимура гургана – да продлит Аллах его повеления на века!». Но не только над входом мавзолея Ахмеда Яссави оставил он о себе память. Лозунгов, восхваляющие личность и подвиги Тамерлана, встречаются по всей территории бывшей его империи. Но вот что интересно, подобное отношение к великому завоевателю бытует и в наши дни, хотя вроде бы уже давно не секрет вселенская кровожадность и лицемерии этого «властелина, любимого Аллахом», которому его вера во Справедливого Всевышнего никогда не мешала строить пирамиды из отрубленных голов Его верных рабов - во время походов на Ближний Восток и Иран Тамерлан перерезал половину населения исламского Востока, проявив ужасающую жестокость даже по меркам тех далеких времен. Имя Тамерлана вселяла страх еще долго даже после его кончины.  Возможно этот страх породил и современную легенду о самаркандском старце, пытавшегося уговорить антрополога Михаила Герасимова не беспокоить дух Тамерлана. Историк В. Бартольд внес такое определение личности Тамерлана в "Энциклопедии Брокгауза и Ефрона": "В жестокостях Тамерлана, кроме холодного расчета, проявляется болезненное, утонченное зверство".

     Но все бы ничего, если бы «великие и малые деяния во имя великих и малых идей» подобных правителей оставались в рамках прошлых истории или фольклора, а не начинали, с легкой руки некоторой части ученых, просачиваться в область современной науки и приобретать «благородный» характер. Реабилитация Тамерлана на научном уровне перевела его из разряда злодеев в разряд добродетелей. Теперь «воинствующий дух» Тамерлана, как спасителя человечества и великого реформатора, триумфально шествует по миру. Еще нелепее выглядит «решение ЮНЕСКО «О праздновании в 1996 году во всем мире 660 годовщины рождения Амира Тимура – основателя одного из крупнейших империй в истории человечества».

     Дурной пример заразителен. Желание «сказку сделать былью», теперь довольно часто встречается в работах и других ученых. Для примера, «не отходя от кассы», можно рассмотреть историю личности Ахмеда Яссави, ставшего исламской знаменитостью благодаря тому же Темирлану. Личность Ахмеда Яссави преподносится теперь как «знаменосец» в деле по распространению учений ислама не только среди кочевых народов к северу от Маверанахра, но и во всем тюркоязычном мире..

     На самом деле «дарами» в виде мавзолея Ахмеда Яссави и именами «выдуманных» святых Тамерлан довольно успешно укреплял свою власть на завоеванных им территориях. И делал он это всегда с весьма выраженным лицемерием – разрушенные им мечети отстраивались заново еще величественнее чем прежде, на место повешенных в своих же мечетях имамов назначались новые имамы с новыми помпезными регалиями, атрибуты ислама, дабы вселять в души правоверных страх и благоговение перед именем «владыки всех земель», а вовсе не перед Аллахом, изготавливались невероятно больших размеров. Апогеем этих затей стала постройка грандиозного мавзолея над могилой уже четверть тысячелетия мирно покоящегося в своем скромном глинобитном мавзолее степного шамана, и выдвижение его в ранг исламских святых.

     О том, что личность Яссави, как святой суфий, является фантомом, можно заметить даже при беглом рассмотрении сведений о его  "житие". Все имеющиеся сведения о нем, и как человек, и как суфийский  богослов, носят мифический характер. Письменные же источники, в которых упоминается имя Ахмеда Яссави, и единственная копия его единственной книги «Дивани Хихмат», оригинал которого якобы утерян, каким-то невероятным образом появились именно в начале 15 века, то есть, сразу после возвеличивания Тамерланом личности Ахмеда Яссави как святого. Не трудно догадаться, что «Дивани Хихмат», в содержании которого легко бросается в глаза беспорядочное смешение степного тюркского фольклора с богословскими учениями суфийских тарикатов, написан по личному указанию Тимура - высоко почитаемый суфий не мог не иметь и свое учение. То, что данное произведение написано на старотюркском языке так же указывает на то, что текст книги должен был быть удобен для пропаганды ислама среди кочевого тюркоязычного населения, еще не знакомого арабским и персидским языками.

     Создание литературных трудов от имени других авторов во все времена было обычным явлением. Вот один забавный случай. Известный историк 10 века Аль-Массудин пишет о знаменитом арабском писателе Аль-Джахизе: «Рассказыал Абу Усман аль-Джахиз, что сочинит он бывало книгу, богатую мыслями, красивую слогом, и припишет ее себе, - но не видно, чтобы ее хотели слушать или желали бы ее иметь. А затем сочинит другую книгу, худшую и менее поучительную, и припишет ее Абдаллаху ибн ал-Мукаффе или Сахлю ибн Харуну или кому-нибудь из предшественников, имена которых известны как имена писателей, и все заявляют на нее спрос и спешат переписать ее…».

     Здесь придется повторить, что «дурной пример заразителен». Об учении Ахмеда Яссави именно в начале 15 века, наверняка не без посредничества Тамерлана, узнали на другом конце империи, в далекой Анатолии, и родилась еще одна фальсификация – теперь уже о святом Хаджи-Бекташе.

      Биография  Хаджи-Бекташа, рассматриваемого как ученика Ахмеда Яссави, так же окутана легендой. По преданию Ахмед Яссави отправил Хаджи-Бекташа из Яссы в Анатолию для пропаганды своего учения. В действительности же душа легендарного Ахмеда Яссави еще до рождения Хаджи-Бекташа уже пол-столетия «почивал на Небесах».

     Биография «анатолийского святого», "Вилайат-наме", была «создана» писателем Узуном Фердауси, так же, как и биография Ахмеда Яссави, на основе местного анатолийского фольклора, приправленный исламским богословием. По «Вилайат-наме» Ходжа-Бекташ являлся сыном Сейида Мухаммад ибн Мусы, правнука Мусы аль –Казима умершего в 799 году, седьмого из 12 имамов. Поскольку Хаджи-Бекташ родился более чем через 400 лет после смерти «своего отца» - Мусы аль-Казима, такое родство просто «не лезет ни в какие рамки». Записи же собственных учений Хаджи-Бекташа содержатся в «Макалат», единственном произведении, оригинал которой написанный рукой самого "святого" на старо турецком языке (также, как и оригинал «Дивани Хихмата» Ахмеда Яссави), был якобы утерян. Не смотря на все это в научном мире миф о Хаджи-Бекташе так же упорно пробивает себе путь на истинность. Еще один пример триумфа фарса над истиной.

     «Все это было бы смешно, если бы не было столь грустно», - сказал бы добрый степной шаман Ахмед Яссави, наверняка проживший долгую и счастливую жизнь среди своего вольного степного народа, окруженный столь же вольными духами своих предков, и нашедший наконец тихое уединение в скромном глинобитном убежище, если бы мог предположить какую услугу он окажет через более чем четверть тысячелнтия своим невольным восхождением на престол святости той религии, от имени и во имя которого за каких-то двадцать лет будет погублено более двух миллионов невинных душ.

Двесов Б. г. Нур-Султан. 11.03.2021 г.

Звоните нам:
Адрес:
Астана
График работы:
Пн-Пт с 9:00 до 18:00
Сб-Вс с 10:00 до 17:00