Георгий Гачев и его концепция.
«Многознание уму не научит». Гераклит.
Концепцию Гачева, суть которой он излагает в своих многочисленных работах, нельзя отнести ни к одной из учений о познании: для философского и научного – наличествует Бог с большой буквы и отсутствует норма изложения; для богословия и мифологии – признается рассудочное суждение и отсутствует отсылка на чудо. В этом отношении концепция Гачева, которую он структурирует как «космос-психо-логос», - популярное умозрение, отдаленно напоминающая идеи пантеизма, то есть, своеобразное «обожествление» природы. Вот как Гачев расшифровывает свою концепцию:: (начало цитаты)…«Природа каждой страны есть текст, исполненный смыслов, сокрытых в Материи. В ходе труда за время Истории он, то есть, человек, разгадывает зов и завет Природы и создает Культуру».. (конец цитаты). Говоря простым языком, по Гачеву, в окружающем человека пространстве изначально заложены некие знания, которых человеку необх
одимо через свое умозрение «считывать» и воплощать в жизнь. К примеру, кочевник видит вокруг себя круг горизонта и купол неба над собой, затем он «догадывается», что в эту конструкцию вложена некая священность и по аналогии изготавливает своё жилище, юрту – то есть, создает из «макрокосмоса» «микрокосмос». При этом Гачев не принимает во внимание очевидный противоположный вариант — движение от приобретенного опыта к сакрализации данного опыта через нахождение аналога в окружающем пространстве. То есть, в начале кочевник создает из практических соображений жилище, юрту, затем кочевник находит аналог юрты в окружающем пространстве, после чего у кочевника возникает, не подкрепленная никакими знаниями,,, догадка, что юрта – это аналог «макрокосмоса» и далее происходит сакрализация данного объекта, юрты.
И главное, Гачев не объясняет, кто заложил в Природу данные знания.
При внимательном рассмотрении всех идей Гачева, именуемых им самим «жизнемыслями», не трудно заметить, что в их основе лежит популярная в русской философии, внешне не осознаваемая или сознательно скрываемая, идея «Третьего Рима», то есть идея воскрешения на территории России, на почве православной веры, «Третьей Римской Империи» в связи с падением «Второй Римской империи», Константинополя, но только в новом прочтении. Данную идею, якобы посланную Богом православному миру, в 16 веке озвучил некий монах Филофеев. И с этого момента, без малого 500 лет, эта идея не перестает волновать русских мыслителей и служить основой всех православных богословско-философских учений, проявляя себя то в виде поиска своих истоков, то в особом пути национального развития, то в наличии особого национального духа,,, в разгадке кодов идентичности, в поиске архетипов, символов, знаков и так далее. Идея «Третьего Рима» стала причиной возникновению таких национальных и религиозных течения как «славянофильство», «почвенничество», «толстовство», «русский космизм». В 20 веке идея «Третьего Рима» постепенно стала превращаться в универсальную, глобальную идею – идею «всеединства».
Идея «всеединства» характеризуется: во первых,, поиском места человека в Космосе; во вторых,, взаимосвязью космических и земных процессов; в третьих,, признанием соразмерности микрокосмоса, (человека), и макрокосмоса, (Вселенной); в четвертых,, необходимостью соизмерять человеческую деятельность с принципами целостности этого мира. Красивая, полная до краев гуманизма, идея, но в корне утопичная.
Утопичность же идеи «всеединства» в том, что она включает в себя не только элементы науки и теоретической философии, но и элементы религии, псевдонауки, оккультизма, эзотеризма и всех прочих пара – измов. Взяв свое начало с более менее конкретной идеи, то есть, с создания некоего идеального общества на основе православной веры на конкретной территории, философская мысль России постепенно погрузилась аморфное пространство. К примеру, российский религиозный мыслитель Владимир Соловьев уже не упоминает православие как основу «всеединства», а берет за основу «всеединства» христианство вообще, хотя ещё считает территорию России отправной точкой. Он пишет:: «Истинное христианство есть всечеловеческое единение в одном всемирном общем деле, и на долю России выпала великая миссия примирения Востока и Запада». То же самое говорит и религиозный мыслитель и футуролог Николай Федоров:: «Наш простор, то есть, Россия, служит переходом к простору небесного пространства, этого нового поприща для великого подвига». В «логизме» же русского философа Владимира Эрна роль России,, как отправной точки,, вовсе отсутствует,, при этом Эрн считает свой «логос» неким универсальным божественным знанием, воплощенную и присутствующую во всемирном историческом процессе.
Теперь какое отношение имеет Гачев к идее «всеединства»?? Во первых,, Гачев, признавая Бога с большой буквы, не относит себя ни к одной из авраамических религий. Бог у Гачева абстрактный, что характерно отношению к Богу у поздних представителей «всеединства». Во вторых,, в концепции Гачева, в той или иной степени, присутствуют элементы всех выше перечисленных наук и пара наук. Это ставит учение Гачева в один ряд с утопическими идеями представителей «всеединства». В третьих,, концепция Гачева только внешней формой отличается от концепций представителей «всеединства» — Соловьева, Льва Толстого, Фёдорова, Франка, Блаватской и так далее, совпадая при этом по сути. К примеру российский религиозный философ Семён Франк, отталкиваясь от «всеединства» Соловьёва, вводит понятие «живое знание», сильно напоминающее концепцию Гачева «космос-психо-логос». Из той же области «живой логос» философа Владимира Эрна.
Теперь несколько примеров, опровергающие концепцию Гачева.
Гачев считает, (начало цитаты)… «устройство жилища есть отпечаток,,, отражение космоса вокруг;;; дом строится как схема того, что человек видит вокруг, так что по дому можно изучать воззрение народа на мир»… (конец цитаты).
Опровержение Гачева.
Юрта не перенос идеи «макрокосмоса» в «микрокосмос», а жилище, построенное изначально из практических соображений. Круг основания юрты является самой элементарной замкнутой геометрической фигурой, присутствующая в сознании людей, которые не вполне обрели логическое мышление. Боковая конструкция юрты так же является линиями окружности под разными углами. Шанырак юрты изображает не крест, как считает псевдо ученый Мурат Аджи, а, является продолжением линии окружности. Если дать карандаш и лист бумаги ребенку возраста до 5 лет, у которого еще не выработалось логическое мышление, то он будет выводить круги, а не сложные фигуры в прямыми сторонами и углами.
Сакрализация явлений и предметов происходит не по причине изначальной их сакральности, а, по причине не доступности объяснения их природы. А так как человек всегда стремится жить только в понятном, мире, то все явления и предметы, не поддающиеся объяснению, начинают вызывать тревогу. Тревога снимается, если удается найти какое-либо объяснение, пусть даже абсолютно абсурдное. По этой причине произошла сакрализация, к примеру, нечетных чисел. Таких как … три,,, семь;;; сакрализация простых геометрических фигур, таких как круг, крест, треугольник, квадрат, изначально использовавшиеся в быту по прямому назначению. При этом не поддающиеся даже абсурдному объяснению явления и предметы сакрализовывались с отрицательным значением – число 13,,, треугольник,,, квадрат.
Концепция Гачева, при всей её красоте и заманчивости, абсолютно псевдонаучна.
Двесов Б. Астана. 2024.
Орхоно-енисейская руна.
Орхона-енисейские руны (6 – 8 вв.) являются на сегодняшний день самыми ранними памятниками тюркской письменной литературы. Енисейские рунические письма были открыты еще в 16 веке ученым – востоковедом Мессершмитом. Спустя почти два столетия, в 1889 году антропологом Н. М. Ядринцевым были обнаружены орхонские надписи на территории нынешней Монголии. Надписи были дешифрованы в 1893 году датским ученым Вильгельмом Томсеном. Памятники содержат ценные исторические сведения и дают богатый лингвистический материал. Позже рунические письма стали находили по всей Евразии – от берегов Тихого океана до Дуная. Более тридцати рунических надписей найдены и на территории Казахстана. По мнению тюрколога В. В. Радлова «Тюркская руническая письменность широко употреблялась на территории Центральной Азии и сопредельных областей…».
Ниже приведен мой поэтический перевод отрывка Орхонского наскального эпоса.
О, дети Тенгри! Души моей слова
На вечный камень вписал я на века!
Нести из рода в род велю вам. Пусть войдут
В сердца «кок тюрков», в умах всегда живут!
И если камень мой еще стоит в степи
Где сходятся веков истории пути
То лишь за тем, чтоб вникли в письмена
Потомки тюрков, как пожелал Бильге-каган.
Открытие тюркских «рун» стало сенсацией века. Вот как восторженно об этом пишет в своей книге …
«Случилось это 15 декабря 1893 года, дата второго рождения турок! Первое слово, которое прочитал датский ученый Вильгельм Томсен, было «Тенгри». Божественное предзнаменование! Оно первым вышло из молчаливого камня. Ученый не знал, что означало это непонятное слово, лишь позже из текста он догадался, что речь идет о «Небе», о «Боге Небесном». Так оно и было. Великий Тенгри открыл в 19 веке древнетюркскую письменность, которой, как считалось, не было, но которая во втором веке ушла с Алтая в Европу и там пропала вместе с кипчаками».
_ _ _